Иллюстрация: Медиазона Беларусь
Юрист Василий Демидович из Несвижа провел последние годы не дома на пенсии, а в следственных изоляторах, судах и колонии. За комментарии о Лукашенко, чиновниках и судьях его признали виновным в «оскорблениях» и «призывах к беспорядкам». За три года его судили девять раз, с аукциона в счет штрафов продали дом. «Медиазона» рассказывает о самом пожилом «террористе» из списка КГБ.
В июле власти продали с аукциона дом 73-летнего политзаключенного из Несвижа Василия Демидовича. Пенсионер осужден минимум на 7 лет колонии — его задержали в 2022 году и судили 9 раз. Когда Демидовича судили по первому уголовному делу, кроме лишения свободы суд обязал его выплатить 32 000 рублей «морального вреда» пострадавшим. Последние приговоры неизвестны. Вероятно, сейчас срок его заключения увеличился.
Все уголовные дела против Демидовича связаны с комментариями в соцсетях: обвинение в оскорблении судьи, Александра Лукашенко и представителя власти, в организации массовых беспорядков.
Согласно материалам дела, судили Демидовича за комментарии в чате канала «Каратели Беларуси», которые он оставил оставлял с сентября 2021 года по январь 2022. Комментариями он «оскорбил» представителя власти, Лукашенко и судью.
«Пока рабочего движения нет», «Нужна всеобщая стачка во всей стране», «Жду на Беларуси вооруженные силы НАТО», «Снова очередной колхозан и ябатька», «долбаный москаль», писал в комментариях Василий. Как утверждало следствие, в комментариях он «призывал к массовым беспорядкам»: «искал людей, готовых совершать преступления, однако не довел свой умысел до конца, поскольку был задержан».
В 2021 году Василий отбывал административный арест из-за того, что вывесил на своем доме бело-красно-белый флаг. По другой административке — за репост из телеграм-канала «Каратели Беларуси» — ему назначили 25 базовых штрафа (на тот момент 800 рублей).
По информации правозащитников, раньше Василий работал юристом. Соцсети вел на беларуском языке.
Далее суды шли один за одним, статьи обвинения повторялись. В феврале 2023 года суд в Дзержинске назначил Демидовичу уже 6,5 года колонии и штраф в 2 710 рублей.
В марте 2023 года — новый суд в Дрогичине, снова за оскорбление представителя власти. Путем частичного сложения наказаний — 6 лет и 7 месяцев колонии, штраф в размере 3 820 рублей.
Примерно через месяц — опять этап в СИЗО-3 в Гомеле и новый суд. В мае по этому делу ему вынесли приговор — 2,5 года колонии, суммарно — семь лет лишения свободы и штраф в 4 930 рублей. После этого Василия судили еще пять раз, но приговоры неизвестны.
В мае 2023 года пенсионера судили в Пуховичах в пятый раз, а в августе в Несвиже — шестой суд. В октябре в Старых дорогах — уже седьмое уголовное дело. В мае 2024 года Демидовича судили в восьмой раз, заседания проходили в Крупках. В феврале 2025 года — в девятый, в суде Смолевичей.
Одним из потерпевших по делу Демидовича признан прокурор Денис Микушев, выступавший гособвинителем по делу блогера и политика Сергея Тихоновского. Под постом с личной информацией Микушева пенсионер написал: «Зноў чарговы маскаль».
Василий Демидович — самый пожилой человек, включенный в «список террористов», который ведет КГБ. Нахождение заключенного в этом списке накладывает много ограничений и только ухудшает положение осужденного в заключении. Например, Демидович не может получать денежные переводы от родных, а значит в колонии он может покупать товары в местном магазине только на свою пенсию, из которой учреждение удерживает деньги за его содержание (питание и коммунальные платежи), а также, вероятно, в счет штрафов и компенсации морального вреда.
Человек, включенный в такой список, даже после освобождения из колонии или тюрьмы сталкивается с разными сложностями и ограничен в правах: например, он не может оформить банковскую карту или сим-карту, застраховаться, оформить доверенность.
В июле 2025 года с аукциона продали дом Василия Демидовича в Несвиже. Вероятно, в счет штрафов и морального ущерба «потерпевших» чиновников и силовиков. Недвижимость купили за 10 393 рубля. За право покупки боролись двое участников.
Из-за новых уголовных дел Василия Демидовича возили по изоляторам по всей стране. Скорее всего это связано с тем, что суды назначали по месту жительства «потерпевших», предполагают в правозащитном центре «Вясна».
Переезды между местами лишения свободы называются этапами и могут занимать дни и недели. Людей между городами перевозят в столыпинских вагонах. Осужденные по протестным статьям в течение всей дороги зачастую находятся в наручниках. В вагонах накурено, нет возможности проветрить пространство.
«Всех "политических" перевозят в наручниках. Если не куришь — лезешь на верхнюю полку. Наручники на мне были с 20:00 до 10 утра. Любое неосторожное движение — и можно затянуть еще сильнее. Поэтому стараешься не шевелиться. В туалет — очередь, пока одного отведут, другого… Я у Солженицына прочитал, что перед этапом нельзя много пить. И это очень помогло», — рассказывал один из заключенных.