«На моих глазах люди сходили с ума». Политзаключенный анархист Микола Дедок рассказал про пытки и издевательства в заключении
Статья
12 сентября 2025, 16:05

«На моих глазах люди сходили с ума». Политзаключенный анархист Микола Дедок рассказал про пытки и издевательства в заключении

Микола Дедок. Скриншот: пресс-конференция освобожденных политзаключенных

Освобожжденный из тюрьмы и «депортированный» в Литву блогер и анархист Микола Дедок рассказал на пресс-конференции, что целый год из пяти лет в заключении он провел в холодной одиночной камере штрафного изолятора. Там он слышал, как в соседних камерах другие заключенные «сходили с ума»: «В Гродненской тюрьме проснулся ночью от воя взрослых мужчин, зовущих своих мам — они так страдали от холода в карцере». «Медиазона» записала рассказ Миколы.

Во-первых, я хотел бы начать с благодарностей. Я благодарю и не устану благодарить. Я хочу сказать спасибо, помимо моей семьи и друзей, которые ждали и поддерживали меня все это время, моим товарищам по анархистскому движению, которые в очень тяжелых условиях не испугались и сделали все возможное, чтобы я освободился как можно скорее. Странам Евросоюза, нашим соседям — Литве, Польше, Украине, которые также многое сделали для того, чтобы мы оказались здесь. Особенно хорошо себя проявили литовцы.

Вчера, когда нас привезли на КПП — знаете, после того, что случилось с нами в СИЗО КГБ, откуда привезли меня и еще нескольких товарищей, — это был такой яркий контраст. Когда мы пересекали эту границу, в автобус зашел мужчина и сказал: «Я врач, может быть, кому-то нужна медицинская помощь?» Я так от этого отвык, потому что на протяжении пяти лет над нами только издевались, я в основном слышал только издевательства, оскорбления в свой адрес. И тут я услышал человека, который хотел сказать что-то приятное. Нам дали воды, крекеры. Это может показаться мелочью, но поверьте: для нас это не мелочь.

Огромное спасибо также президенту США Дональду Трампу. Несмотря на то, что он президент не самой маленькой страны, он помнит о политзаключенных Беларуси, которая по геополитическим меркам не самая популярная страна. Я хотел бы поблагодарить правозащитников, журналистов, Светлану Тихановскую и ее Офис.

Человек передо мной очень правильно сказал об условиях содержания. Но, конечно, то, что он сказал, — это даже не десятая часть того, что там происходит. Друзья, со всей ответственностью и официально: мир просто еще не представляет масштабов происходящего в Беларуси, этих нарушений прав человека, этих издевательств, насилия всех видов: психологического, физического, сексуального. Если я начну все это перечислять, нам не хватит и тр х пресс-конференций, чтобы все рассказать. Я не буду сейчас рассказывать о себе, о том, что я пережил, потому что, по сути, почти у всех политзаключённых примерно одна и та же история.

Я не знаю этой дьявольской логики, как они решают, на кого давить сильнее, на кого слабее, над кем больше издеваться, кого доводить до безумия. Лично я год из пяти лет своего заключения провел в колонии. Если бы люди из цивилизованного мира увидели, что такое колония, они бы подумали, что попали в Средневековье. Я сидел в одиночной камере, а осенью в Гродненской тюрьме проснулся ночью от воя взрослых мужчин, зовущих своих мам — они так страдали от холода в карцере. Люди не могли спать.

На моих глазах люди сходили с ума. Не в переносном смысле, а в прямом. Они начали слышать голоса. И знаете что? На этот раз их никто не бил. Некоторые думают, что пытка — это когда человека ставят на дыбу, начинают растягивать и вырывать клещами мышцы. Это не так. Я убедился, увидев это, что человека можно довести до безумия или смерти, просто оставив его в одиночной камере. Администрация начинает манипулировать базовыми потребностями, человек просто сходит с ума или умирает — просто нужно время.

Поэтому у меня большая просьба ко всем, кто меня услышит, к политической элите западных стран. Я понимаю, что сейчас, возможно, на фоне войны в Украине и тех ужасов, которые там происходят, мы, возможно, уже не выглядим такими важными, но тем не менее, пожалуйста, обратите внимание, не прекращайте делать то, что вы делаете. Это действительно важно. Там есть люди, которые ждут вашей помощи. Никто, кроме вас, им не поможет, потому что в Беларуси, к сожалению, ситуация такова, что террор укоренился. Люди ничего не решают. Людей просто убивают.

Никто не знает статистику самоубийств в наших тюрьмах, никто не знает статистику психических расстройств. Происходят ужасные вещи. Я сам только на определенном этапе осознал масштаб. Уверяю вас, когда пройдут десятилетия, и мы увидим те годы, ы которые мы сейчас живем в Беларуси, они войдут в историю как 37-й год.