МВД защищает журналисток, а «Гильдия отцов» обеспечивает гендерный баланс. Власти отчитались о работе против дискриминации женщин
Статья
12 февраля 2025, 14:51

МВД защищает журналисток, а «Гильдия отцов» обеспечивает гендерный баланс. Власти отчитались о работе против дискриминации женщин

Скриншот из трансляции заседания в Комитете ООН 6 февраля 2025 г.

6 февраля в Женеве в Комитете ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) прозвучал доклад Беларуси. Представители официального Минска отчитывались о выполнении положений одноименной конвенции. Также комиссии было предоставлено пять теневых отчётов от беларуских НГО. «Медиазона» получила этот доклад и обсудила его с правозащитницей Настой Базар — авторкой одного из теневых отчетов.

БРСМ и «Гильдия отцов» за гендерное равенство

В докладе, представленном властями, сказано, что с 2021 года в Беларуси реализуется «шестой Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства», в его осуществлении участвуют такие организации, как «Белорусский союз женщин», Фонд поддержки семьи, материнства и детства «Покров», БРСМ, общественные объединения «Гильдия отцов», «Матуля» и другие.

Об уничтожении профильных неправительственных организаций после 2020 года (в том числе профильных, работающих в сфере гендерной политики), в докладе не упоминается. Как отмечает Наста Базар, все организации, которые готовили альтернативный отчет для CEDAW, уже не работают в Беларуси.

«Принудительно ликвидированы наиболее опытные и известные женские НКО, которые использовали гендерный подход и на протяжении многих лет работали в сфере предупреждения домашнего насилия и оказания помощи пострадавшим», — поясняет Наста, представительница Коалиции организаций, помогающих женщинам в ситуации домашнего насилия.

По мнению Насты Базар, в реализации гендерного плана принимают участие организации, которые не пользуются доверием у женщин.

«Теперь НПО, которые принимают участие в реализации Гендерного Плана, — это часто еще и религиозные организации, благодаря усилиям которых в Беларуси, например, введено обязательное предабортное консультирование и практика "дней тишины", которые фактически являются препятствием для женщин, желающим сделать аборт на разрешенном сроке нежелательной беременности».

В законодательстве отсутствует термин «правозащитник»

Одной из рекомендаций CEDAW для Беларуси в прошлые годы было создание «Национального правозащитного учреждения». Как сказано в докладе, Беларусь приняла во внимание рекомендации, однако «не брала на себя обязательств и не делала заявлений относительно конкретных сроков» создания учреждения, и сейчас «продолжает изучать этот вопрос».

По версии авторов доклада, в стране и без этого «действует развитая система специализированных государственно-общественных институтов по защите и поощрению различных категорий прав человека».

Рекомендовали в CEDAW и предпринять меры по предупреждению дискриминации в отношении правозащитниц. В официальном докладе сказано, что в беларуском законодательстве отсутствует такой термин, как «правозащитник». И «защита прав и свобод граждан в Республике Беларусь целенаправленно осуществляется рядом государственных органов и институтов (суд, прокуратура, органы внутренних дел)». Но при этом «граждане Беларуси занимающиеся деятельностью, именуемой ими как правозащитная, обладают такими же правами на защиту и поддержку государства, как и другие граждане республики».

«Здесь сложно комментировать. Это пример того, как озвучивается откровенная ложь», — говорит Наста Базар.

Беларуская правозащитница Наста Лойко в 2023 году была приговорена к 7 годам колонии. Волонтерка правозащитного центра «Вясна» Марфа Рабкова в 2022 году осуждена на 15 лет лишения свободы. Еще одну волонтерку «Вясны», Елену Маслюкову, судили заочно и приговорили к трем годам. Преследование напрямую связано с их деятельностью в Беларуси.

«Обращения, иная информация о подтвержденных фактах применения физического и психологического воздействия, иных мерах преследования в отношении правозащитников-женщин в Генеральную прокуратуру не поступали. Сведениями об обращениях женщин-правозащитников в общие суды с заявлениями о возмещении ущерба, причиненного им в связи с их правозащитной деятельностью, Генеральная прокуратура не располагает», — утверждает документ.

МВД и Генпрокуратура защищают журналисток

Говорится в документе властей и о защите журналисток. Ее, по версии авторов доклада, обеспечивает «Стратегия защиты и повышения безопасности профессиональной работы журналистов», которую реализует МВД, Следственный комитет, Генпрокуратура, Парламент и местные советы.

«Стратегия и практические шаги по ее реализации гарантируют равную степень защиты для женщин-журналистов и работников редакций СМИ вне зависимости от возраста, политических предпочтений, стажа работы в сфере журналистики и масс-медиа, принадлежности к той или иной редакции СМИ, региона проживания или работы», — пишут авторы.

В документе не говорится об осужденных за профессиональную деятельность журналистках — Ирине Славниковой, Ольге Родионовой, Ларисе Щиряковой, Катерине Андреевой и других.

«Общественная и политическая деятельность женщины не может быть основанием для лишения родительских прав»

В отчете, опубликованном властями, упоминается, как много женщин работают в беларуской политике и органах госуправления. Названы цифры:

  • 40,4% женщин — в Палате представителей,
  • 35,1% — в Национальном собрании,
  • 48,1% — среди руководителей и их заместителей на всех уровнях.

«Важно понимать, на каких должностях находятся женщины. По словам самих же участниц государственной делегации, ни одна женщина не возглавляла областную администрацию. То есть женщин в госструктурах много, но они занимают менее значимые позиции», — комментирует Наста Базар.

В документе утверждается, что в стране соблюден гендерный паритет в политической и общественной жизни, подчеркивается, что в Беларуси приветствуется участие женщин в этой сфере. И, вместе с тем, в разделе о правозащитной деятельности вдруг почему-то сказано, что общественная и политическая деятельность женщины не может быть основанием «для лишения родительских прав».

«В Генеральной прокуратуре отсутствуют сведения о лишении родительских прав женщин-активисток в связи с осуществлением ими политической или общественной деятельности», — сказано в документе.

При этом женщинам, задержанным по политическим статьям, силовики угрожали именно лишением родительских прав. Так было, например, у активисток «Европейской Беларуси» Елены Лазарчик и Полины Шарендо-Панасюк. Забрать детей угрожали у Галины Будай, жены осужденного на 15 лет активиста Андрея Будая, и других.

«Представители государственной делегации, среди прочего, говорили о социальной защите и о том, что "СОП (социально опасное положение)" — в первую очередь статус, который призван помочь семье и поддержать её. На деле же известны случаи постановки ребенка на учет, как находящего в СОП из-за политической активности женщины. Также эта проблема остаётся при заявлении о ситуации домашнего насилия, что является дополнительной нагрузкой на женщину, а не поддержкой», — рассказывает Наста Базар.

«Феминистская критика» для школьной программы

По словам Насты Базар, во время своего выступления представители Беларуси говорили, что в образовательных программах уже сейчас присутствует гендерное и семейное воспитание.

В опубликованном отчете говорится, что такие занятия направлены «на формирование ответственного отношения к браку, семье, воспитанию детей, осознанных представлений о роли мужчин и женщин в современном обществе». Приводятся и примеры — в школах в V-IX классах изменилась программа по предмету «Трудовое обучение»: для мальчиков введен раздел «основы домоводства», а для девочек «ремонтные работы в быту». Кроме того, предполагается, в рамках различных дисциплин дети будут изучать такие темы: «Аксиология зарубежной литературы — феминистская литература»; «Методологические подходы и школы XIX-XXI веков — Феминизм», «Современное зарубежное литературоведение — феминистская критика».

«Официально заявляется, что такие темы включены в образовательную программу, однако в школах продолжают существовать раздельные уроки труда для девочек и мальчиков, которые поддерживают стереотипы о "традиционных" ролях полов. Неизвестно, будет ли на этих уроках хоть раз употреблено слово "гендер". В учебных материалах до сих пор есть поддерживающие стереотипы, относящиеся к роли мальчиков и девочек, мужчин и женщин», — предполагает Наста Базар.

«Представители госструктур, как обычно, продемонстрировали полную неспособность признать проблемы»

Наличие проблем авторы доклада признают в разделе «Гендерные стереотипы». Там сказано, что «стереотипное мнение о гендерных ролях сохраняется в вопросах заботы о доме и детях, материальном обеспечении семьи и важности наличия оплачиваемой работы».

При этом, как отмечает Наста Базар, во время представления отчета позиция докладчика изменилась.

«Представители госструктур, как обычно, продемонстрировали полную неспособность признать проблемы. И если поначалу гендерные стереотипы были отмечены как проблемная область, в которой "есть над чем работать", то позже цитаты опроса общественного мнения о гендерных ролях мужчин и женщин не оставили сомнения, что и здесь Беларусь можно рассматривать как "страну победившего равноправия". В целом доклад оставляет впечатление о непоследовательности гендерной политики. Декларируемая цель по разрушению гендерных стереотипов никак не соответствует продвижению нарратива о традиционных семейных ценностях, согласно которым самая главная жизненная реализация для женщин — это материнство, а выбор чайлдфри объявлен вне закона».

Во время представления отчета, рассказывает Наста Базар, прозвучала информация, что в Беларуси есть разрыв в оплате труда мужчин и женщин.

«Правда разницу в 25% они объясняют не дискриминацией, а тем, что женщины обычно выбирают более лёгкую работу и часто берут неполный рабочий день», — говорит активистка.

Женщины под санкциями

Авторы официального доклада все же отмечают дискриминацию в отношении женщин в Беларуси. Например, из-за введенных Западом санкций.

«Беларусь с августа 2020 года находится под действием незаконных беспрецедентных санкций, которые ввели западные страны в отместку за свои провальные попытки изменить действующий государственный строй белорусского государства. Такие санкционные меры Запада оказывают негативное воздействие на социально-экономические права белорусских граждан, включая женщин, особенно представляющих уязвимые группы», — говорится в документе.