«Им важно, чтобы их признали жертвами режима». Какое наказание будет справедливым для виновных в пытках после протестов 2020 — исследование правозащитников
Статья
15 ноября 2024, 18:13

«Им важно, чтобы их признали жертвами режима». Какое наказание будет справедливым для виновных в пытках после протестов 2020 — исследование правозащитников

Презентация исследования в Варшаве. Фото: «Медиазона»

Правозащитники центра «Вясна» и «Международного комитета по расследованию пыток в Беларуси» провели исследование того, как воспринимают справедливость люди, пережившие пытки и жестокое обращение после и во время протестов 2020 года. Доклад презентовали 15 ноября в Варшаве. «Медиазона» изучила документ и рассказывает, кого пострадавшие беларусы считают виновными в пытках и какого наказания, по их мнению, они заслуживают.

В пытках виноваты Лукашенко, «вся действующая власть» и «те, кто фальсифицировал выборы»

В рамках исследования правозащитники провели 12 глубинных интервью с людьми, прошедшими через пытки и жестокое обращение, а 580 потерпевших опросили методом анкетирования (респонденты выбирали из предложенных вариантов ответа).

Социолог и бывший директор Института социологии НАН Геннадий Коршунов, работавший с собранными данными, во время презентации доклада сказал, что опрошенные беларусы хотят не мести, а справедливости.

«Люди говорили, что в Беларуси их считали преступниками. Им важно, чтобы их признали жертвами режима, чтобы они могли восстановить свои добрые имена», — к такому выводу пришли правозащитники, работавшие над докладом.

Чаще всего из предложенных вариантов ответа на вопрос «Кто виноват в насилии» опрошенные выбирали Александра Лукашенко, следующий по популярности вариант — «вся действующая власть», затем «суды», «генералы силового блока», «Следственный комитет и прокуратура», после них — «сотрудники СИЗО/ИВС/ИУОТ/колоний», «все, кто фальсифицировал выборы», «рядовые силовики», «все, кто голосовал за Лукашенко» и «все беларусы в некоторой степени».

«Вплоть до малых городских чиновников, они тоже должны присесть», — считает один из респондентов.

«Виноваты те, кто принимал решения, кто исполнял, кто убивал, кто избивал людей. Это значит, что представители власти, представители силовиков и различных военных структур, участвовавшие во всем. Ну и также если возвращаться к выборам — также это те, кто принимал участие в фальсификации. Ну как бы целая система эта», — приводится в докладе цитата еще одного опрошенного.

«Виновен каждый, кто совершал преступления, пытки, тот, кто помогал удерживать власть незаконному режиму Лукашенко. Ну и Лукашенко как основной виновник».

Степень вины каждого должен определять суд

В анкете в том числе был такой вопрос: «Если говорить о том, что вы пережили, что для вас означат справедливость в отношении к виновникам случившегося?» В нем можно было выбрать несколько вариантов ответов.

84% опрошенных считают, что единого обвинения для всех причастных быть не может и степень вины каждого и каждой должен определять суд в индивидуальном порядке. 56% отметили, что виновным лицам нужно запретить занимать определенные должности или работать в определенной сфере.

«16% опрошенных выразили максимально гуманистическую позицию, суть которой заключается просто в факте признания виновными, можно без строгого наказания», — говорится в докладе.

47% опрошенных считают, что виновные должны понести наказание, связанное с лишением свободы. 29% отметили положение, предусматривающее наказание, связанное с лишением имущества; 9% указали, что все виновные должны понести физическое наказание, возможно даже смертную казнь; 2% считают, что все виновные должны быть выдворены из страны.

«Предоставление компенсации, оно более такое, частное, что касается только меня. А наказание — это несет уже более такую общественную, выполняет роль утверждения общественной справедливости или страховки того, что более такого не будет повторяться», — приводят правозащитники цитату из интервью.

Решать должен международный трибунал

46% опрошенных правозащитниками пострадавших считают, что определять степень виновности конкретных лиц должен «Международный трибунал, который можно организовать уже сейчас». 34% респондентов выбрали вариант, что рассматривать такие дела должен беларуский суд после смены власти; 6% — «суд в другой демократической стране в рамках универсальной юрисдикции», 4% — «люди, пострадавшие от рук силовиков», 3% — «политзаключенные», 1% — «те, кто больше всего пострадал от рук силовиков».