Блогер Vadimati рассказал о низком социальном статусе и прессинге в колонии
Гродненский блогер Вадим Ермашук (Vadimati), проведший три года в колонии по обвинению в оскорблении Лукашенко и надругательстве над госсимволами, (статья 368 и 370 УК) рассказал изданию Most.io о прессинге и ИК и о низком социальном статусе.
До августа 2021 года у Vadimati было более 50 тыс. подписчиков в инстаграме — он вел блог о городе и социальных проблемах. После 2020 года появился и политический контент.
Ермашука задержали в 2021 году в Щучине, куда он приехал на встречу с подписчиками. Пять раз его судили по административным статьям. Пока блогер отбывал арест, силовики, по его словам, начали распространять ролик, снятый скрытой камерой в его квартире. На видео был запечатлен половой акт с мужчиной. Перед тем, как показывать ролик посторонним, милиционеры предложили блогеру «покаяться в содеянном» в обмен на конфиденциальность.
«Мне так и сказали: "давай, покайся, будешь гродненским Протасевичем". Конечно, это видео стало для меня полным шоком… И я отдавал отчёт, что, если оно попадет в сеть, в колонии мне будет, мягко говоря, не сладко. Но идти на сотрудничество с ними — значит, пойти на сделку с собственной совестью», — рассказал он.
После того как Вадим отказался от предложения силовиков, они стали распространять порноролик — выкладывали его в чатах и рассылали в личные сообщения близким и друзьям.
Весь свой срок Вадим Ермашук отбывал в бобруйской ИК-2. Его перевели в низкий социальный статус. Еще в карантине, как говорит блогер, его поместили в людям, осужденным за насилие.
«Я жил с людьми, которые насиловали маленьких детей, убивали своих жён. Был один мужчина, который держал в заложниках девочку, насиловал её, а потом в порыве страсти отрезал ей соски. И к этому мужику было намного больше уважения, чем ко мне».
В колонии из-за низкого социального статуса Вадим стал «нерукопожатным». В его рабочие обязанности включили мытье туалетов. Другие заключенные, находящиеся не в низком социальном статусе, не контактировали с ним.
«Со мной нельзя здороваться, общаться, варить со мной кофе, например. Брать от меня сигареты или что-то другое. Считалось, если кто-то это сделает, он автоматически опускается до моего статуса. Были лишь некоторые политзэки, которые не боялись общения. Остальные или опускали глаза, или постоянно издевались и насмехались. Меня мог оскорбить любой, даже самый страшный маньяк или насильник».
Чтобы избежать давления, блогер иногда сам «просился» в штрафной изолятор.
«Я просился в ШИЗО, чтобы избежать этого общества зоновских понятий. Пусть [лучше] я буду замерзать в холоде и спать на досках, чем терпеть эти издевательства. Я хотел, чтобы меня перевели в помещение камерного типа, куда обычно садят политических. Но мне отвечали: "Не положено"».
По словам Вадима, у него были мысли о самоубийстве — несколько недель он думал о том, чтобы выпрыгнуть из кона на третьем этаже.
Вадим вышел на свободу 26 июня 2024 года. Сейчас он живет в Польше.