Беларусы, которых в России обвиняют в поджоге локомотива, отказались от показаний; один из них сообщил о пытках
Новость
23 октября 2024, 20:29

Беларусы, которых в России обвиняют в поджоге локомотива, отказались от показаний; один из них сообщил о пытках

В Московском областном суде дали показания граждане Беларуси Артем Бресский и Кирилл Басько, обвиняемые в диверсии (пункт «б» части 2 статьи 281 УК РФ), сообщает корреспондент «Медиазоны» из зала суда. Оба признали, что действительно поджигали электровоз, однако они отказались от признательных показаний, которые молодые люди дали на стадии следствия. Басько сообщил, что первые показания он подписал, потому что в ОВД Басманный мужчина бил их и угрожал надеть пакет на голову.

Первым сегодня суд допросил Артема Бресского 2003 года рождения. Юноша рассказал, что вместе с Басько приехал в Россию на заработки в ноябре 2022 года, они устроились на склад Ozon, но были уволены через месяц. Вскоре товарищи увидели в канале «Вписки Москва» объявление: «Кто хочет заработать, не закладки».

Автор объявления представился Юрием — блогером-пранкером. Он написал, что «было бы прикольно» сжечь локомотив и снять поджог на видео, пообещав исполнителям процент от монетизации ролика. По словам Бресского, Юрий подчеркивал, что локомотив должен быть старым, списанным и никому не нужным.

Беларусы нашли такой в депо «Орехово-Зуево», которое практически не охранялось — это был заброшенный старый электровоз, у которого вместо разбитого стекла была вставлена фанера. Он стоял отдельно от остальных составов, говорил в суде Бресский.

По его словам, 21 декабря они с Басько купили на заправке 5 литров бензина, смешали его с дизельным топливом, чтобы «было дешевле», убедились, что, в кабине электровоза «все было разломано», вылили внутрь «чуть-чуть» смеси и подожгли. За видео они получили 45 тысяч рублей, сказал Бресский в суде.

При этом рюкзак с оставшимся горючим молодые люди спрятали в хостеле под лестницей, а 25 декабря узнали, что его нашла уборщица, которая позвонила в полицию — тогда беларусы сами отправились в ОВД «Басманный», где их и задержали.

При этом, согласно протоколу допроса Бресского следователем, «Юрий» сначала предложил молодым людям найти и поджечь «заброшенный автомобиль», за что заплатил 30 тысяч рублей в биткоинах. Только после этого речь зашла о заброшенном электровозе. «Юрий ответил, что все четко и точно хайпанет», — зачитал протокол допроса председательствующий судья Роман Измайлов, отклонив протесты подсудимых и защиты. За электровоз товарищи получили в общей сложности 65 тысяч рублей.

«Такого не было, как там пишут! Такие показания не давал», — настаивал Бресский.

Отказался подтвердить свои старые показания и Басько. В них говорилось, что первым заданием «Юрия» был поджог «любого автомобиля в любом месте», но приятели обманули его: подредактировали найденное в интернете видео пожара и отправили заказчику. По словам Басько в изложении следователя, именно «Юрий» предложил смешать бензин и солярку, чтобы получился «коктейль Молотова» для второго задания — поджога электровоза.

Говорилось в протоколе допроса Басько и о третьем задании «Юрия» — «электровоз, находящийся в Москве». 25 декабря, в ночь перед задержанием, они с Бресским купили уже 10 литров бензина с соляркой и отправились на площадь Трех вокзалов. «Стали искать депо, спустя некоторое время нашли его, но передумали что-то поджигать и вернулись назад в хостел», — зачитал судья показания.

Потом, если верить тексту допроса, они оставили бензин у входа в хостел в рюкзаке, который обнаружила уборщица. Отоспавшись после ночной вылазки, Басько и Бресский поняли, что рюкзак пропал, и отправились в ОВД, причем «по пути в отдел Артем [Бресский] выкинул телефон в реку».

«Следователь печатал на компьютере что-то, мне дали бумажку, я расписался», — объяснил Басько в суде появление таких показаний. По его словам, во время допроса некий мужчина бил их с Бресским и угрожал надеть на голову пакет, а текст протокола Басько впервые увидел, уже когда знакомился с материалами дела перед началом процесса. Он добавил, что говорил об этом своему адвокату по назначению, но тот ничего не предпринял.

Поджог локомотива Басько объяснил «исключительно возрастом, нам было по 18 лет».

Оба подсудимых настаивают, что «Юрий» никогда не говорил о своей связи с Украиной, а у них не было намерения повредить транспортрую инфраструктуру; они просят переквалифицировать обвинение на более легкую статью об уничтожении имущества (167 УК).Бресский и Басько были задержаны и арестованы в конце декабря 2022 года, однако до апреля 2023 года силовики об этом не объявляли — лишь на заседании по продлению ареста в Мещанском суде Москвы стала известна позиция следствия. Судебный процесс начался в январе 2024 года, на одном из заседаний оперативник ФСБ Павел Помитун не смог объяснить, как именно спецслужба пришла к выводу, что «Юрий» связан с ГУР Минобороны Украины.