Осужденная за агентурную деятельность в Беларуси украинка рассказала, как ее обменивали на пленных россиян
Новость
31 июля 2024, 13:04

Осужденная за агентурную деятельность в Беларуси украинка рассказала, как ее обменивали на пленных россиян

Украинка Людмила Гончаренко год провела в заключении в Беларуси, ее обвинили по статье об агентурной деятельности и приговорили к трем годам колонии (статья 358-1 УК). Людмилу вместе с еще четырьмя украинцами недавно освободили по процедуре обмена военнопленными. Она рассказала изданию Deutsche Welle об условиях содержания и обмене.

Людмила родилась в Чернигове и часто бывала в Беларуси. У нее двое сыновей. Старшему — 14, младшему чуть больше года. Первый муж Людмилы и отец старшего ребенка — беларус.

В один из приездов, в июле 2023 в Бресте Людмилу задержали. Поводом стали несколько фото российских военных и техники, найденных беларускими силовиками в ее телефоне.

Вечером 19 июля 2023 в квартиру в Бресте, которую женщина сняла на время поездки, приехали сотрудники КГБ. Вместе с Людмилой задержали и ее родных, которые которые тоже были в Беларуси: сестру Наталью Ярошенко, несовершеннолетних сына и племянника. Наталья оказалась в ИВС в Гомеле. Детей допросили, после они находились у знакомой Людмилы, уехать из Беларуси смогли только через неделю.

Сестру Людмилы Гончаренко, Наталью Ярошенко, 147 суток держали в Гомельском ИВС, после ее депортировали в Украину с запретом на въезд в РБ на пять лет. Во время заключения ее также допрашивали в КГБ, заставляли признаться, что она снимала российскую военную технику. Наталье пришлось пройти проверку на полиграфе, о результатах которой ей так и не сообщили.

«Но я, действительно, ничего не снимала, ничего не делала», — говорит она.

Из 147 дней в ИВС шесть суток Наталья провела в карцере. Там не было ничего, кроме сбитых из досок высоких нар, умывальника и туалета.

Сама Людмила сначала тоже оказалась в ИВС, там ее допрашивали, говорили, что сотрудники КГБ, говорили, что отправят в колонию на семь лет, а также шантажировали сыном. Говорили, что если женщина подпишет нужные бумаги, ребенка отпустят, если будет несговорчивой, отправят в детдом, а когда ему исполнится 14, посадят.

После ИВС перевели Людмилу перевели в СИЗО-3 Гомеля. 19 декабря 2023 год Гончаренко вынесли приговор, 22 марта направили в гомельскую ИК-4. Меньше чем через месяц ее вызвали в администрацию, где сказали написать прошение о помиловании на имя Александра Лукашенко.

13 июня ее забрали из колонии силовики из Минска.

«Надели беруши, наушники, повязку, чтобы я не понимала, куда еду, руки завязали стяжками», — рассказывает Людмила.

Ее и еще троих украинцев, которых готовили к обмену на российских пленных, привезли в коттедж под Минском, и, по выражению Гончаренко, стали «откармливать». Рядом все время находились силовики.

«Кто они, мы не знали, они маски не снимали, с нами не разговаривали, только спрашивали, что нам надо поесть или попить».

22 июня граждан Украины вывезли из коттеджа. По разговорам женщина поняла, что их привезли в СИЗО КГБ. Там находился фигурант дела о взрыве в Мачулищах Николай Швец, которого тоже готовили к обмену. Далее, как говорит Гончаренко, «ехали со скоростью ветра», дорога заняла чуть больше двух часов. Когда микроавтобус остановился, вошел силовик и сказал, что «у вас сегодня второй день рождения, вас Александр Григорьевич помиловал». Он же добавил, что через час они будут дома, потому что их поменяли на одного священника и на трех российских военнопленных.