Фото: проект «Хочу жить»
Сегодня в результате переговоров между Александром Лукашенко и представителями президента США Дональда Трампа в Беларуси были освобождены более 100 человек. Среди них — беларуские политзаключенные Виктор Бабарико, Мария Колесникова, Алесь Беляцкий и другие, а также иностранные граждане, которые были осуждены в Беларуси по политическим делам. «Медиазона» собрала первые слова некоторых из них.
Конечно, чувство невероятного счастья, в первую очередь. Увидеть глаза людей, которые тебе дороги, обнимать их и понимать, что мы сейчас все свободные люди. Это большое счастье: например, сейчас наблюдать первый свободный закат потрясающей красоты. И вместе с тем, конечно же, я думаю о тех людях, которые еще не свободы. И я очень жду того момента, когда мы все сможем обняться, когда мы все сможем друг друга увидеть, когда мы все будем свободы. Я искренне благодарна всем-всем причастным, всем людям, которые находятся в этой цепочке освобождения людей: с самого верха до вас, тех людей, которые нас сейчас сопровождают и помогают почувствовать это ощущение свободы. Я искренне благодарна и я всячески приветствую все дальнейшие шаги, поддерживаю все этапы этого процесса, который начался и которого мы все очень ждем. Ждем, что это очень позитивно для всех закончится.
За что меня посадили? За желание сделать в Беларуси жизнь лучше. За это и посадили. Как сказал мой сын, который, к сожалению, тоже еще пока находится в местах заключения: «Моя статья — моя фамилия».
Я благодарен всем тем, кто принял участие в нашем освобождении. Я благодарен своим украинским друзьям — у меня их много: в Киеве, Житомире, были в Донецке, есть в Виннице, в Одессе, во Львове. Потому что я знаю, что они переживали за меня, писали моей жене, выражали свою моральную поддержку. Я хочу пожелать Украине мира: того мира, которого она достойна и хотела бы. Я хочу вспомнить о тех, кто не дожил до сегодняшнего дня. Кто-то умер в колонии, кто-то покончил с собой, потому что разуверился в возможности скорого освобождения. Но большинство ждет свободы и верит в свободу. Четыре строчки свои, которые я написал в колонии:
Кофе горячий, вкус шоколада,
Что еще бедному узнику надо?
В небе полет, солнца восход,
Губы любимой и воздух свобод.
Вот сегодня Украина дала мне воздух свободы. Спасибо.
4,5 года прошло с тех пор, как меня задержали. Срок мне дали 12 лет. Я рада, что вышла не через 12 лет, а через 4,5 хотя бы. Я очень рада тому, что, надеюсь, в ближайшее время смогу обнять своих родных. Благодарна всем тем, кто принял участие в нашем досрочном освобождении, потому что каждый день в неволе — это очень тяжело. И вместе с тем очень-очень грустно от того, что еще очень много людей остались в женской колонии в Гомеле, среди них много женщин пожилого возраста, с проблемами со здоровьем. Поэтому с одной стороны радостно, что я смогу обнять родных и близких, с другой стороны — очень горько от того, что еще много женщин находится в колонии.
Адчуваю сябе нармальна. У мяне яшчэ галава кружыцца, я не прыйшоў у сябе. Яшчэ гэтай ноччу я быў у зусім іншых умовах, як і ўсе мае калегі, якія зараз вызваленыя, якія дабіраюцца сюды, у Вільню. Я сядзеў у калоніі ў Горках, гэта Магілёўская вобласць, зусім побач ад расейскай мяжы. Праз усю Беларусь, з усходу на захад, я праехаў з завязанымі вачыма. Ну і тут я пакуль яшчэ не магу прыйсці ў сябе, таму што гэта вялікі эмацыйны удар для мяне. За гэты час я паспеў толькі пагаварыць з маёй жонкай. Я, вядома, вельмі рады таму, што я на свабоде. Я разумею, што для таго, каб мы апынуліся на свабодзе, трэба было зрабіць вялікую працу. Мы выйшлі на свабоду, дзякуючы намаганням многіх тысяч людзей — у першую чаргу амерыканскіх дыпламатаў.
Здароўе больш меньш, зараз трэба будзе прайсці ўсе абследванні. Зразумела, што ў беларускіх турмах з медыцынай усё вельмі пагана.
Выбар застацца быў: улічваючы, што срок у мяне быў 10 год, то можна было і застацца (Алесь правёў у зняволенні 4,5 года — МЗ). Але ў той сітуацыі выбару вялікага не было: ці заставацца ў турме, ці быць вось такім чынам вывезеным з Беларусі.
Мне раілі прасіць памілаванне, але я не прасіў. Сёння а 4 гадзіне ночы мяне разбудзіў дзяжурны па нашым атрадзе. Калі я выйшаў, мне сказалі тэрмінова сабраць рэчы і я зразумеў, што пайшоў працэс вызвалення.
Я сегодня освобожден и, конечно, словами трудно выразить те чувства, которые меня наполняют. Но прежде всего я хочу поблагодарить президента Трампа, президента великой, прекрасной страны Украина Владимира Зеленского и всех тех, кто принимал участие в нашем освобождении. Я хочу поблагодарить украинский народ и лично президента Владимира Зеленского за ваше мужество. Вы смогли не побояться и бросить вызов российским окуупантам. Я благодарен вам. Я рад, что моя дочь также вносит свою долю, она служит в медицинской роте и помогает украинским солдатам.