Беларусы попадают в «список экстремистов», даже если были освобождены от ответственности за протесты. Какие проблемы это влечет?
Статья
31 октября 2025, 23:58

Беларусы попадают в «список экстремистов», даже если были освобождены от ответственности за протесты. Какие проблемы это влечет?

Фото: Zuma

МВД вносит в «список экстремистов» беларусов, осужденных за протесты 2020 года. Срок давности по статье 342 истекает в этом году, но пополнять список силовикам это не мешает, даже если человека освободили от ответственности. «Медиазона» рассказывает, какие последствия влечет нахождение в таком перечне.

Проблемы с трудоустройством

Человека, осужденного про протестной или «экстремистской» статье — например, за марши или комментарии, донаты или сообщения в бот, включают в «список лиц, причастных к экстремистской деятельности». Перечень с 2022 года ведет МВД. Сейчас в списке экстремистов более 5800 человек. И для них всех (официально и нет) действуют определенные ограничения. В основном они касаются трудоустройства. Это регулирует Закон о противодействии экстремизму.

Основание для включения в перечень — вступивший в силу приговор суда. В этом году истекает срок давности по статье 342 — ее обычно применяли, если человека обвиняли в участии в протестах.

По закону, если срок давности истек до возбуждения дела или до суда, преследование человека — следствие, помещение в СИЗО и так далее — будет прекращено. Также в отношении человека не будет приговора суда, а значит в «список экстремистов» его включить не должны.

Силовики придумали другую схему, чтобы привлекать протестовавших в 2020 году к «ответственности». Известны случаи, когда уголовное дело по «народной» статье заменяли на административку — и человека следом включали в «список экстремистов».

Людям из списка в течение пяти лет после погашения судимости нельзя занимать государственные должности, проходить воинскую службу, преподавать, заниматься издательской деятельностью и медиа, а также работать на должностях, связанных с оружием и боеприпасами (например, охрана), а также наркотическими веществами и химикатами (например, на предприятиях, где они используются).

Запрет работы с наркотическими веществами может коснуться, например, медицинских работников, а запрет заниматься педагогической деятельностью — школьных учителей, преподавателей других учебных заведений, репетиторов.

Кроме того, люди с судимостью по протестным статьям сталкиваются и с множеством неофициальных запретов и регулярными отказами в трудоустройстве. Особенно это касается работы на госпредприятиях.

«На тракторном заводе мне написали: "Отказать в трудоустройстве в связи с несоответствием корпоративной политике МТЗ", еще где-то отказали "в связи с дискредитирующим обстоятельствами увольнения"», — рассказывал «Медиазоне» бывший политзаключенный.

Финансы под особым контролем

Кроме того, как сказано в законе, финансовые операции «экстремистов» «подлежат особому контролю». Как пишет «Вясна» со ссылкой на Закон «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», речь идет о таких действиях как открытие банковского счета, разовые платежи, переводы и поступление на счет, выдача наличных денег и внесение их на карту.

То есть — если кто-то переведет деньги на счет «экстремисту», то банк, обслуживающий счет, должен будет сообщить об этом в КГК, при этом все участники финансовой операции будут идентифицированы.

О каких статьях идет речь?

В июне 2025 года Совет министров своим постановлением определил, список статей, приговор по которым станет основанием для включения в «список экстремистов».

В последнее время в список чаще всего добавляют людей, которых судят за участие в протестах — по статье о грубом нарушении порядка, за коммуникацию с инициативами, признаными «экстремистским формированием» — например, по делу «Беларускага Гаюна». Или, например, за посты и комментарии о властях в соцсетях — по статьям об оскорблении представителя власти или Александра Лукашенко, либо по статье о разжигании вражды.

Всего таких статей более 50, полный список — тут.

Включение в «экстремистский» список можно оспорить в течение месяца с момента, когда человека в него добавили, но о таких случаях журналистам неизвестно. Исключить из «списка экстремистов» (по закону) могут в случае отмены приговора суда или по прошествии 5 лет после погашения или снятия судимости.

Редактор: Зоя С.