Фото: «Наша Ніва»
13 ноября во Вьетнаме задержали бывшего бойца полка Калиновского Василия Веремейчика, а уже на следующий день его экстрадировали в Беларусь. Спустя 6 дней по гоств показали кадры с Веремейчуком из минского аэропорта. «Медиазона» рассказывает, что известно о беларуском офицере, который добровольцем уехал защищать Украину.
Бывшего бойца полка Калиновского Василия Веремейчика задержали 13 ноября в одном из столичных баров Вьетнама. Друг Василия рассказал «Зеркалу», что причиной задержания стала драка.
— За несколько минут до задержания Василий говорил по телефону с одним из наших друзей. На фоне разговора была слышна российская музыка, поэтому мы считаем, что у него случился конфликт с россиянами. Последнее, что сказал Вася: «Пойду драться». Подробностей этой драки никто не знает. Он успел сообщить некоторым знакомым, что ждет приезда полиции. Какое-то время был на связи, но потом пропал. Известно, что у него дома в Ханое прошел обыск.
«Блока Прокопьева-Егорова» утверждает, что задержание Василия было спланированной операцией беларуского КГБ, потому что уже на следующий день, 14 ноября, Вьетнам передал Веремейчика Беларуси.
Какое обвинение ему вменяют в Беларуси, неизвестно.
Жена Веремейчика Евгения рассказала «Нашай Ніве», что после увольнения из полка Калиновского Василий приехал к семье в Литву — в сентябре 2022 года. Там он подался на ВНЖ по воссоединению семьи. В мае 2023 года пришел ответ: в разрешении на жительство отказано. Василия признали «угрозой национальной безопасности» Литвы из-за того, что раньше он служил в беларуской армии.
В решении литовских чиновников, которое «Нашай Ніве» передала жена Веремейчика, сказано, что он «во время службы в армии Республики Беларусь должен был быть лояльным к Республике Беларусь и поддерживать беларуское правительство и его агрессивную внешнюю политику <…> Это свидетельствует о том, что личность может быть использована для выполнения задач спецслужб и служб безопасности Беларуси как лояльная и та, что заслуживает доверия со стороны органов власти Республики Беларусь».
По утверждению Евгении, когда Василий получил это решение, он был в Грузии и уже не мог вернуться не только в Литву, но и в Евросоюз — у него был запрет на въезд.
Обжаловать решение литовских властей Василий не стал: «не очень смотрел на эти даты [обжалования]» и «был очень оскорблен и обижен на Литву».
— Он считал себя героем, он пришел с войны. Василий — бывший белорусский офицер, который встал на сторону народа. И когда он увидел этот запрет, просто плюнул на эту Литву, сказал: я здесь ничего просить не буду, — рассказала Евгения «Нашай Ніве».
Несколько месяцев назад семья узнала, что есть процесс обжалования запрета на въезд в ЕС, и этим вариантом еще можно воспользоваться. Но переписка с миграционными властями Литвы шла медленно. Ситуация Василия осложнялась еще и тем, что в 2025 году у Василия должен был закончиться паспорт, а сделать новый нигде, кроме Беларуси, нельзя. Он рассматривал разные страны для легализации, включая Южную Америку. В Грузию ему тоже запретили въезд.
Можно было бы вернуться в Украину, но Василию запретили въезд и туда. Евгения связывает это с тем, что у Василия был конфликт с полком Калиновского из-за разных взглядов на его политику.
После ухода из полка вместе с другими бывшими добровольцами Василий основал «Ассоциацию беларуских добровольцев», а также вошел в состав Координационного совета беларуских демсил 3 созыва от «Блока Прокопьева-Егорова».
В Офисе Светланы Тихановской знали о проблемах с легализацией бывшего добровольца: «Калі мы даведаліся пра праблемы Васіля і адмову ў Літве, мы самі выйшлі на сувязь і прапанавалі дапамогу, — написал советник Тихановской Франак Вячорко. — Васіль сказаў, што дапамога не патрэбна, што ўжо мае рашэнне, разглядаў Малдову ці Аргентыну».
Во Вьетнам Василий Веремейчик прилетел в январе 2024 года. Его друг, журналист Змицер Панковец пишет, что это должна была быть короткая остановка, а дальше Веремейчик планировал лететь в Таиланд. Но в итоге во Вьетнаме ему понравилось.
«Ён кайфаваў ад гэтай краіны. Хацеў заставацца там назаўсёды», — пишет Панковец.
В июле Веремейчик улетел из Вьетнама, а в октябре вылетел из Стамбула в Варшаву, чтобы податься на международную защиту. По утверждению Панковца, в аэропорту ему сказали, что пустят в страну только если он три месяца пробудет в миграционной тюрьме. Василий отказался и улетел обратно в Турцию, а оттуда — во Вьетнам. Вскоре он планировал лететь в Молдову, чтобы попробовать получить международную защиту там.
— Васіль быў даведзены да адчаю гэтай еўрапейскай бюракратыяй. У адной з нашых апошніх размоваў ён шчыра казаў: «Я ў такой задніцы, і не ўяўляю, як з яе выбрацца. Я вельмі стаміўся ад гэтай нявызначанасці», — пишет Змицер Панковец.
Василий Веремейчик родился в 1990 году в Солигорске, но вскоре его семья переехала в Минск. Он учился в беларускоязычной гимназии № 9, а потом поступил в исторический класс Лицея БГУ.
— Я зь вельмі інтэлігентнай сям’і. Першай маёй кнігай пасьля «Буквара» быў «Адкуль наш род» Уладзімера Арлова. Другая — «Дзесяць вякоў беларускай гісторыі» Арлова і Сагановіча. І дачка ў мяне расьце прыкладна з такім жа наборам, — вспоминал Василий в интервью «Радыё Свабода».
Он поступил в университет на юриста-политолога, но быстро понял, что это не его, бросил учебу и ушел на срочную службу в армию. Потом Василий поступил в Военную Академию на общевойсковой факультет на специальность «Идеологическая работа в подразделениях Вооруженных Сил».
После окончания Академии по распределению попал в 72 объединенный учебный центр Вооруженных Сил (Печи, Борисов). Василия сразу назначили исполняющим обязанности командира роты, а потом планировали поставить и командиром. Но в 2014 году, когда началась война на востоке Украины, Василий «позволял себе какие-то высказывания».
«Але дзесьці я штосьці ляпнуў лішняга, на старонцы "Ўкантакце" знайшлі рэпост палку "Азоў", нейкія данаты. Быў вялікі скандал. У выніку ўсё адправілі ў Акадэмію, а ідэолягі там вельмі баязьлівыя», — рассказывал Василий «Радыё Свабода».
После этого командовать ротой ему не дали, а назначили преподавателем по огневой подготовке. В 2016 году Веремейчик ушел из армии по «семейным обстоятельствам» в звании лейтенанта. В 2022 году Лукашенко лишил его звания.
После армии Василий вместе с женой отправился в путешествие, полгода они жили в Тайланде. По возвращении в Беларусь работал в колл-центре в одной компании, а потом перешел в IT-отдел — «занимался чем-то средним между проджет-менеджментом и контент-менеджментом».
В 2020 году Веремейчик участвовал в протестах. В октябре его задержали, он провел в изоялторе 5 суток. Уехал из Беларуси в январе 2021 года — после того, как ему позвонил следователь. До войны практически все время Василий с семьей жил в Украине.
После начала полномасштабного вторжения России в Украину жена и дочь Василия уехали в Литву, а он сразу же присоединился к беларуским добровольцам. Веремейчик вспоминал, что сел во Львове в первую же колону автомобилей, которые везли беларусов из Варшавы в Киев.
Василий прошел через учебку «Азова» и присоединился тогда еще к батальону Калиновского. После его назначили командиром отделения во взвод, которым командовал Павел «Волот» Суслов. Когда из добровольцев сформировали роту, то Василий «Пацук» Веремейчик стал командиром взвода.
Под первый обстрел Василий попал в Ирпене, участвовал в боях в Буче. На Николаевском направлении он попал в тяжелый бой с российской армией: на его позицию вышла пехота. В его группе были командир-украинец, два американца, британец, немец и датчанин. Американец и британец оказались отрезанными, Василий с другими бойцами пытались им помочь. В итоге из тяжёлого боя живыми удалось выйти только Василию и немцу. Еще один военнослужащий попал в плен.
После боя Василий был награжден медалью «Украіна перш за ўсё». Веремейчик ушел из полка Калиновского летом 2022 года, через несколько дней после гибели Ивана «Бреста» Марчука.