«Угроза в Беларуси чисто гипотетическая». Почему Литва отказала беларускому активисту в политическом убежище
Александра Шакова
Статья
1 апреля 2024, 17:27

«Угроза в Беларуси чисто гипотетическая». Почему Литва отказала беларускому активисту в политическом убежище

Олег Борщевский. Скриншот видео YouTube-канала «НАШ ДОМ ТВ»

Литва отказала в политическом убежище Олегу Борщевскому, мужу лидерки организации «Наш дом» Ольги Карач. Пока он ждал решения по убежищу, его вид на жительство закончился. Ему пришло письмо о том, что он должен покинуть страну. Рассказываем, что об этом известно.

Угроза национальной безопасности Литвы

Ольга Карач — беларуская активистка, лидерка организации «Наш Дом», которую беларуские власти считают «экстремистским формированием». Она включена в «список террористов», который ведет КГБ Беларуси, против нее начато специальное производство. Ее муж — Олег Борщевский, редактор сайта организации «Наш Дом».

В августе 2023 года самой Карач отказали в политическом убежище — литовские власти посчитали ее «угрозой национальной безопасности». Причина, по ее словам, в том, что она брала интервью у Владимира Жириновского и участвовала в конференциях в России, в том числе организованных Еврокомиссией. Ольге все же удалось получить временный гуманитарный вид на жительство в Литве, их с Олегом двое несовершеннолетних детей получили статус беженца в этой стране.

«Объяснения не доказывают что он подвергается в Беларуси реальному риску»

У Олега Борщевского ситуация сложнее. Прошение об убежище он подавал вместе со своей женой (это было еще в сентябре 2022 года). Получил отказ от миграционной службы и оспорил его в суде первой инстанции (Вильнюсском региональном административном суде). Суд встал на сторону беларуса, однако миграционные власти обратились в Высший административный суд Литвы. В итоге в убежище Олегу Борщевскому окончательно отказали.

В решении суда, которое Ольга Карач предоставила редакции, объясняется, почему литовские власти приняли такое решение: Олег не внесен в «список лиц, причастных к экстремистской деятельности». Напомним, в этот список включены люди, в отношении которых уже вступил в силу приговор по «экстремистским» статьям.

В решении литовского суда сказано, что угроза преследования Борщевского в Беларуси является «чисто гипотетической». В ходе расследования миграционные власти не установили, что беларуские силовики идентифицировали его как «члена экстремистской организации или сторонника экстремистской организации». А значит, как считают в Литве, угрозы задержания Борщевского из-за этого нет.

Литва также опирается на то, что данные о Борщевском отсутствуют в базе Интерпола.

«Доводы просителя убежища о том, что он принадлежит к экстремистской организации и что его супруга является признанным террористом, вместе с его объяснениями сами по себе не доказывают, что он подвергается реальному риску преследования в стране происхождения», — сказано в решении суда.

Как сказано в судебных документах, Олег Борщевский является редактором сайта «Наш Дом», однако не подписывает материалы своим именем, а использует псевдоним «Редакция». В связи с этим литовские власти не видят опасности, которая угрожала бы ему из-за его работы.

По мнению суда, Борщевский обратился за убежищем, чтобы «упорядочить свою жизнь в Литовской Республике более простым способом, не требующим смены разрешения на временное проживание каждые два года». Из-за этого департамент по миграции квалифицировал его обращение за убежищем как «злоупотребление миграционными процедурами».

Добровольный или принудительный выезд

Пока беларус ожидал решения по убежищу, его временный вид на жительство истек. Как рассказала «Медиазоне» Ольга Карач, Борщевский пытался подать документы на новый, однако документы даже не приняли — из-за того, что он уже ожидал решения по процедуре убежища.

В итоге получилось так, что сейчас Олег находится в Литве нелегально: вида на жительство нет, в убежище отказано. 25 марта пришло письмо от миграционной службы, в котором ему предлагают добровольно покинуть Литву, в противном случае грозит «насильственное выдворение из Литвы». Олег ответил отказом, написав в форме, что в Беларуси его «ожидают тюрьма и пытки».

Ситуация осложняется тем, что беларуский паспорт Борщевского все еще находится в миграционной службе. Два раза он ходил в миграционную службу и два раза писал им. Как жена Борщевского рассказала «Медиазоне», времени на раздумья ее мужу дали до конца недели. Что будет дальше, неизвестно.

Литовская миграционная служба: высылать Борщевского из страны не будут

В воскресенье 31 марта на сайте издания BNS появился комментарий литовской миграционной службы по ситуации с Борщевским.

Эвелина Гудзинскайте, руководитель ведомства, заявила, что обычно человек, которому отказывают в убежище, должен самостоятельно покинуть страну. Если он не делает этого, то его данные передают в Службу охраны государственной границы, которая займется его выездом из страны.

«Но ситуация с беларускими гражданами нестандартная. Департамент оценивает, безопасно ли высылать человека из Литвы. В данном случае мы даже не пришли к решению о высылке и Департамент миграции в настоящее время не планирует высылать человека из Литвы», — цитирует издание Гудзинскайте.

По словам руководителя департамента, активиста не будут принудительно высылать в Беларусь, а накажут административно за незаконное пребывание в Литве.

Как сказано в комментарии ведомства, Олег Борщевский по запросу сможет получить временный вид на жительство по воссоединению с семьей.